Mactube.ru

Рекламные материалы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главный навык режиссера; — умение ловить действительность»

«Главный навык режиссера — умение ловить действительность»

Дыхание действительности, пойманное в кадре или сцене, и есть эссенция кино . Сложно разобраться, как это делается и от чего зависит. Очарование мира, пойманное в фильме Ольми «Дерево для башмаков», в «Приключении» Антониони, в «Табачной дороге» Форда, — оно главнее сюжета и даже формы. Вспомните танец Саломеи из «Евангелия» Пазолини или кружение Тадзио из «Смерти в Венеции» Висконти… У кино есть свой специфический язык — язык картин. Кино — это повествование картинами, в каждой из которых заключена частица действительности . Умение рассказывать с помощью картин, умение поместить в них очарование мира и одновременно изловчиться рассказать историю и есть техника кино, его искусство.

Умение создавать эффект присутствия

Кино должно быть похоже на футбольный матч . Когда мы смотрим футбол на стадионе или по телевизору, нас очаровывает эффект присутствия. Футбольный матч разворачивается во времени, и мы напряженно следим за полем, не отрывая глаз. Точно так же во времени должны разворачиваться и события фильма, а у зрителя должно быть ощущение, что он здесь и сейчас является свидетелем этих событий. Достижение этого эффекта — целая наука, которая и составляет ремесло кинорежиссера.

Умение рассказывать историю

Рассказывать историю — это целое дело. Даже если у тебя есть готовый сценарий, написанный кем-то другим, ты все же должен изобрести киноязык, с помощью которого будешь вести свой рассказ.

Фильм — это не иллюстрация сценария . Когда режиссер иллюстрирует сценарий, он всегда терпит фиаско. Для каждого фильма нужно изобрести свой язык повествования исходя из специфики его темы или характера героя. Нужно понять, какие факты (сцены) показывать, а какие, напротив, скрывать — оставлять за кадром, то есть подразумевать их, сделать так, чтобы зритель догадывался об этих событиях, но не видел их. Вот это соотношение показываемого и скрываемого создает особую фактуру фильма.

Есть множество способов рассказать одну и ту же историю. Существуют специфически кинематографические ходы: к примеру, помощник капитана корабля, герой фильма Таннера «В белом городе», сходит на берег в незнакомом ему Лиссабоне и проводит там время; вратарь, герой фильма Вендерса «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», уходит с футбольного поля во время матча. Это не просто экспозиция. Это сюжетные ходы, которые определяют стилистику и ритм фильма, его особую событийность. Такое сведение воедино сюжета, событий, характера, ритма, стиля — это тоже уловка режиссера, неотъемлемая часть его ремесла . Нужно знать каноны классической драматургии и в то же время уметь их ломать, искать неординарные ходы, выкорчевывать из фильма очевидные драматургические клише.

Читайте так же:
Доверенность от компании на управление автомобилем

Мир искусства стремительно меняется. Разобраться в нем непросто, а найти в нем себя — тем более. Но мы сделаем это в рамках спецпроекта «Эволюция искусства» . Присоединяйтесь к марафону #искусствопроменя , выполняйте задания и получайте подарки от нас и наших партнеров.

Умение снимать

Режиссер придумывает, как снимать, как строить мизансцену . Здесь важно все: композиция, цвет, свет, выбранная локация. Вместе с принимаются решения по изобразительной части фильма: цвет стен, костюмы, декорации, реквизит. Вместе с изобретается стиль съемки, движение камеры, определяются крупности. Вместе со звукорежиссером создается звуковая картина фильма.

Все это — и цвет, и свет, и звук, и крупность, и движение камеры — подчиняется внутреннему чувству автора, тому, как он ощущает тело фильма, его психическую природу

Вот, к примеру, мы снимаем, как один человек тащит по снегу другого, раненого или мертвого. Мы можем долго держать камеру на ногах того, кого волокут по снегу. Представьте босые, лишенные воли ноги крупным планом. Мы слышим шаги, дыхание, сопение, бормотание тащащего, но не видим его. Вскоре он останавливается, чтобы перевести дыхание, — видимо, устал. Камера по-прежнему на ногах, застывших в снегу. Мы слышим глубокое дыхание — и вот камера медленно плывет по ногам того, кого тащат, и доплывает до того, кто тащит. Мы видим его руки, пояс; он сел на снег, чтобы передохнуть. Камера плывет вверх и только сейчас открывает его лицо. Дыхание уже успокоилось, мы видим пустые уставшие глаза. Это не единственно возможное режиссерское решение, можно снимать иначе.

Режиссер решает как, и это умение находить решения — тоже часть его ремесла . Ведь он не только передает содержание сцены (один человек волочит другого), он еще создает эффект течения времени, в котором разворачивается психическое содержание фильма.

Читайте так же:
Минимальный срок временной прописки

Умение работать с актерами

Это очень важно. Тот же эффект присутствия касается в первую очередь актеров. Нужно уметь создавать это присутствие, строить сцену так, чтобы актер его находил. Часто работа с актером сводится к разбору роли, цели и интенции героя. Это необходимо, но недостаточно. Иногда, чтобы создать присутствие, нужно, например, сковать актеру спину, то есть попросить напрячь ее, когда он будет говорить, ходить, действовать. Такой простой маневр может окрасить сцену психическим присутствием.

Монтажное мышление

Монтаж начинается не на монтажном столе — он начинается уже в сценарии . В лингвистике есть термин — синтагма. Это единица речи, состоящая из нескольких слов. Слова находятся в определенной последовательности и объединяются по определенному принципу. Он может быть фонетическим, грамматическим или семантическим. Эквивалент слова в кино — это кадр или сцена. Эквивалент предложения — эпизод.

Придумывая фильм, еще на этапе сценария можно мыслить не кадрами или сценами, а эпизодами, то есть уже в сценарии изобретать принцип сочетания кадров и сцен, превращения их в эпизод. Это и есть монтажное мышление: уже в сценарии найденная автором последовательность сцен и кадров обнаруживает собственный тон и ритм.

Своеобразие авторского почерка

Он ищется, этот почерк. Его поиск — это поиск себя, своей темы, своей интонации. Мне вспоминаются слова Элиаса Канетти о Толстом: «У его жизни был свой тон». Вот этот «тон» жизни и превращение его в «тон» фильма — это целое отдельное занятие. Нужно назубок знать материал, который является темой твоего фильма . Нужно изучать его. Нужно найти по-настоящему важную тему, чтобы под ее камертон выстроить все: повествование, образы, характеры, эстетику.

У театральных режиссёров перестанут красть постановки

У театральных режиссёров перестанут красть постановки

Труд театральных режиссёров будет под защитой законодательства. Сейчас постановщики не имеют интеллектуальных прав на свои спектакли, а их идеи зачастую незаметно «утекают», получая иногда чужое авторство.

Читайте так же:
Договор аренды с правом субаренды жилого помещения

«Живое» исполнение — главное для сохранности

Ежегодно из театральных институтов России выпускаются тысячи молодых режиссёров. Училища не только двух столиц, но и таких городов, как Казань, Уфа, Смоленск, Ярославль, Иркутск, Хабаровск, готовят профессионалов театрального дела. Пока плоды их труда никак не защищены законом в отличие от работ их коллег -кинематографистов.

Исправить положение взялся глава думского Комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников. Он разработал и внёс на рассмотрение Госдумы поправки в 71-ю главу 4-й части Гражданского кодекса «Права, смежные с авторскими», предложив считать момент первого публичного исполнения спектакля началом охраны исключительных прав театрального режиссёра-постановщика.

На практике нередки ситуации, когда актёры, отправляясь на заработки, «прихватывают» с собой целые театральные постановки.

В данном случае речь идёт о праве на имя и неприкосновенность постановки. Но главное, что защита не ограничивается только использованием постановки в записи и в эфире, а распространяется на «живое» исполнение.

«На практике нередки ситуации, когда сценические постановки режиссёров активно используются коллегами без их согласия, или актёры, отправляясь на заработки, «прихватывают» с собой целые театральные постановки или сцены из таковых, не заключая договоров с режиссёром-постановщиком и, конечно, не выплачивая вознаграждения», — объяснил Крашенинников.

Депутат уверен, что принятие законопроекта повысит профессиональный статус режиссёра-постановщика и будет содействовать развитию театрального искусства в целом. Ведь в современном театре режиссёр-постановщик является организатором, объединяющим благодаря своему творческому труду все элементы сценического действия: пьесу, актёрское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение.

Когда решался вопрос о том, как лучше прописать защиту творческих идей в документе, было предложено два варианта. Первый заключался в признании авторских прав режиссёра на постановку конкретного спектакля, а второй — в укреплении его смежных прав. Конечно, признание авторских прав за режиссёром-постановщиком, видимо, более полно защитило бы его интеллектуальные права. Но в этом случае существуют труднопреодолимые препятствия в виде международных договоров, например Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором такие права не предусмотрены. А потому было принято решение защитить интеллектуальные права режиссёра-постановщика, как одного из исполнителей постановки, то есть обладателя смежного права.

Читайте так же:
Когда заканчивается больничный по беременности и родам

Столичным режиссёрам живётся лучше

Впервые масштабно проблему обсудили ещё год назад в Госдуме на «круглом столе», посвящённом защите прав режиссёров. Тогда председатель Гильдии театральных режиссёров, худрук Александринского театра Валерий Фокин отметил, что чаще всего нарушаются права тех режиссёров, которые работали по контракту, по завершении которого с постановкой делают что хотят. Фокин считает, что объектом права в данном случае должна становиться режиссёрская партитура.

Режиссёр — человек, который собственным интеллектом и фантазией формирует новую реальность.

По мнению худрука театра Ленком Марка Захарова, профессия режиссёра сегодня — не просто организаторская работа, это театральное созидание. «Режиссёр — человек, который собственным интеллектом и фантазией формирует новую реальность. Это редкий дар, а потому его нужно защищать на государственном уровне. Пока же мы фактически бесправны», — сказал Захаров «Парламентской газете». Он напомнил о том, что в столице режиссёры более обеспеченные, у них есть дополнительные заработки, а потому все авторские отчисления, которые им положены, они не всегда контролируют. А вот в регионах зарплаты маленькие и любая прибавка к ним ощутима. «Закон о защите интеллектуальных прав театральных постановщиков был бы исключительно полезен для режиссёрского корпуса Российской Федерации», — уверен руководитель Ленкома.

Режиссёр, что дворник: подмёл и вышел вон!

Статьи об охране смежных авторских прав на интеллектуальную собственность появились в Гражданском кодексе в 90-е годы, когда на рынке авторских прав царила полная неразбериха и без разбору похищались эстрадные песни, мультфильмы и даже цирковые номера.

Само понятие смежного права было скопировано из европейского законодательства по защите интеллектуальной собственности. В Европе права режиссёров на «живую» постановку при этом не защищают и авторское право возникает у сценариста, автора музыки и балетмейстера. Так что Россия в этом вопросе неуникальна.

Например, во Франции режиссёр может доказать своё авторство лишь через суд. Специальная комиссия анализирует произведение на наличие в нём именно режиссёрских авторских элементов. У нас же пока нет даже такой процедуры. Иными словами, спектакль есть, но как полноценный объект авторского права он не существует.

Читайте так же:
Алименты родителям от детей — алименты на содержание родителей-пенсионеров.

Искренне обрадовался возможным законодательным изменениям художественный руководитель собственной лаборатории в театре «Школа драматического искусства» Дмитрий Крымов.

«Надо накрывать столы и разливать вино! Я испытываю давно забытое ощущение нахлынувшего счастья. То, что режиссёр не является автором в законодательном отношении и к нему театр относится, как к дворнику, — это точно: подмёл и пошёл вон! А нам хочется отношения, как к художнику, который создаёт некое произведение и которое без его ведома нельзя трогать», — объяснил Крымов «Парламентской газете».

Он уверен, что должны быть обязательные авторские отчисления с каждого показа. Такие же, как получают авторы пьес, композиторы, сценографы и художники. «Получается, что режиссёр — одноразовый подёнщик, нанятый на работу. Это сквозит и в договорах, и в сути происходящего. И возможное воровство здесь — лишь следствие такого унизительного отношения», — констатировал постановщик.

Защита интеллектуальных прав в России

С 1 января 2008 года вступила в силу 4-я часть Гражданского кодекса. Её раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.

Согласно Гражданскому кодексу РФ интеллектуальной собственностью являются:

— произведения науки, литературы и искусства;

— программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

— сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

— топологии интегральных микросхем;

— секреты производства (ноу-хау);

— товарные знаки и знаки обслуживания;

— наименования мест происхождения товаров;

Одним из научных учреждений в России, занимающимся вопросами интеллектуальной собственности, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности», а главным учебным заведением в этой области является Российская государственная академия интеллектуальной собственности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector