Mactube.ru

Рекламные материалы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок получения ученого звания доцент

Порядок получения ученого звания доцент

Порядок получения ученого звания доцент

Доцент — это должность преподавателя вуза, а также ученое звание. Это разные понятия. Преобладающее большинство вузовских работников, кто находится в должности доцента, имеют аналогичное ученое звание.

Прямой связи между ними не существует. Можно занимать должность доцента, а следовательно, и получать оклад, но не иметь при этом соответствующего аттестата. И наоборот ученое звание доцента подтверждается аттестатом.

Кроме того, в должность можно войти и быть с нее снятым. Получение же соответствующего аттестата осуществляется на пожизненной основе и подтверждается соответствующими документами.

Аттестат соискатель может получить на кафедре, при которой он преподает, либо по той специальности, которая прописана в его аттестате ученой степени. Между ними существует определенная разница, которую следует учитывать.

  • Пребывать в должности доцента можно без диплома кандидата наук – достаточно лишь 3-летнего стажа преподавания и диплома вуза. Введение в должность осуществляется в соответствии с правилами, прописанными в Едином квалификационном справочнике (11.01.2011 г.).
  • Получить звание доцента без диплома кандидата наук невозможно.

Как сделать успешную карьеру в вузе – поступить в аспирантуру, защитить диссертацию и стать преподавателем? Этапы «большого пути»

Обучение в вузе подходит к концу, а вы все больше и больше понимаете, что хотели бы не работать по приобретенной специальности, а продолжить работу в учебном заведении, заниматься научной деятельностью, посвятить свою жизнь обучению студентов и сделать серьезную карьеру в качестве преподавателя вуза. Для того чтобы остаться в вузе в качестве педагога, необходимо пройти ряд испытаний и выполнить определенные условия.

Конечно, работа в вузе и карьера преподавателя довольно сложная и многогранная. Чтобы претендовать на должность преподавателя высшего учебного заведения, вы должны иметь высшее образование. Если за период обучения вы зарекомендовали себя с лучшей стороны, то после получения диплома имеете шанс остаться работать на кафедре в качестве ассистента. Если же приглашения вы не получили, необходимо действовать другим способом.

Что такое аспирантура и как в нее поступить

Аспирантура – это структурная единица вуза, где проходят подготовку с целью получения звания кандидата наук. В аспирантуру может поступить любой человек, не достигший 35 лет. Таким образом, можно поступать сразу по окончании вуза, а можно позже, отработав несколько лет по специальности. Кроме того, подавать документы для поступления в аспирантуру можно сразу в несколько вузов. Необходимые документы:

• Диплом о получении высшего образования с вкладным листком и их копии;

• Характеристика с работы, если вы поступаете не сразу после окончания вуза;

• Автобиография и медицинская справка;

• Выбранная вами тема для диссертации и объяснение причин выбора данной темы.

После того, как готов пакет документов, вы допускаетесь к экзаменам. Обычно при поступлении в аспирантуру сдают следующие экзамены:

Будьте готовы к тому, что вопросы на экзаменах могут быть гораздо шире той программы, которую вы изучали в вузе по этим предметам. После успешной сдачи всех испытаний, вы становитесь аспирантом. Обучение в аспирантуре длится 3–4 года, на протяжении которых вы будете выполнять различную работу:

• Собирать и обрабатывать материал по теме диссертации, готовиться к защите;

Читайте так же:
Куда и кому можно пожаловаться на нотариуса

• Посещать занятия, консультации у научного руководителя;

• Принимать участие в различных научных конференциях и семинарах;

• Вести педагогическую работу (проводить занятия со студентами).

По окончании срока обучения вы подходите к новому испытанию – защита диссертации перед членами комиссии своего вуза. Затем работа направляется в Высшую аттестационную комиссию, которая присваивает вам ученую степень кандидата наук.

Последующие шаги в карьере преподавателя: доцент

После того, как вы закончите аспирантуру и успешно защитите диссертацию, можете обращаться во Всероссийскую аттестационную комиссию с прошением о присвоении вам такого ученого звания, как доцент. Это звание присваивается человеку один раз и на всю жизнь. • Данная должность присваивается таким преподавателям, которые окончили аспирантуру и получили звание кандидата наук;

• Процедура присвоения звания проходит на особом собрании – ученом совете вуза в присутствии его членов, а затем утверждается Федеральной службой по контролю в области образования;

• Также получить звание могут те преподаватели вузов, которые имеют стаж работы более 5 лет;

Доцент ведет научную и преподавательскую деятельность, читает студентам лекции, проводит с ними семинарские занятия, участвует в подготовке как научных, так и педагогических кадров.

Профессорская деятельность

Если вы решили дойти до вершины карьерной лестницы в вузе, после получения звания доцента вы можете поступать в докторантуру, защитить докторскую диссертацию и получить звание профессора наук. Какие преимущества дает вам это звание:

• Работать в вузе вы сможете столько времени, сколько сами посчитаете нужным;

• Частью вашей деятельности будет руководство аспирантами;

• Зарплата профессора на порядок выше, чем у обладателей более низких ученых степеней.

Работа профессора состоит в проведении учебной, методической работы, он читает лекции, проводит различные семинары, зачастую является руководителем научно-исследовательских работ студентов и аспирантов.

Для того чтобы добиться результатов в таком деле, как карьера преподавателя вуза, необходимо действительно увлекаться наукой, «гореть» ею, обладать терпением и самодисциплиной. Занятия и работа отнимают много времени, сил и материальных средств, поэтому хорошо подумайте прежде, чем решитесь на столь серьезный шаг. Ведь будет очень обидно прекратить обучение на последних этапах, потратив столько времени и приложив массу усилий. Однако, деятельность эта очень интересная, разносторонняя, позволяющая вам ежедневно открывать перед собой новые горизонты и покорять вершины.

Минусы

Быть включенным в жизнь других — это не только радость и отдача. Это еще и огромная эмоциональная и физическая нагрузка, которая может превратиться в профессиональное выгорание, если не принять меры. Минусы профессии учитель включают следующее:

  • сравнительно небольшая оплата труда;
  • большие нагрузки;
  • много бюрократической работы с документами и отчетами;
  • постоянный контроль руководства и надзорных органов;
  • «сложные» дети и родители;
  • риск быстрого эмоционального и профессионального выгорания;
  • необходимость регулярно подтверждать квалификацию.

Работа преподавателем в вузе

После получения высшего образования многие выпускники педагогических вузов решают обучаться дальше и становятся преподавателями. При этом, педагог может учиться и развиваться на протяжении всей своей деятельности, с каждым годом повышая свою профессиональную значимость.


Кадр из фильма «Серьёзный человек»

Кто может преподавать в вузе

Сразу после получения диплома преподавать в вузе специалисту никто не даст, потому что для этого нужны более глубокие знания и умения. Их можно получить, если продолжить обучение после выпуска.

Читайте так же:
Въезд во двор знак

Идя дальше, выпускник бакалавриата должен поступить сначала в магистратуру, а потом в аспирантуру, а выпускнику специалитета можно сразу пойти в аспирантуру. После получения этих степеней как раз и открывается путь в преподавание.

Учитель тоже может преподавать в вузе, но при этом он должен иметь большой опыт работы в школе по своей специальности.

Перспективы карьерного роста

У преподавателей существует своя «карьерная лестница». Если вы решили пойти работать в вуз, то необходимо разобраться, что к чему.

Аспирант, который только пришел работать в вуз, начинает с должности ассистента и преподавателя. Учебная нагрузка у него даже выше, чем у более опытных коллег. Они ведут лекции, проверяют контрольные, курсовые и дипломные работы.

Следующее звено в этой цепочке – старший преподаватель. У него еще нет ученой степени, но есть трехлетний стаж преподавания. Его обязанности, по сути, те же, что и у аспиранта и преподавателя, только он более опытен в своей работе.

Затем следует доцент и вершина преподавательской цепочки – профессор. Большим преимуществом этих должностей является большая свобода в научных разработках и преподавании. Профессора и доценты могут не только проводить занятия, но и разрабатывать свои методики, а также предлагать новые учебные дисциплины.

Должность профессора предусматривает высокую ответственность, потому что на его плечи ложится не только преподавание. Он заведует кафедрой и следит за работой всех ее сотрудников от лаборантов до методистов и доцентов.

Личные качества преподавателя

Требования к педагогу, преподающему в вузе, не менее серьезные, чем к школьному учителю. В первую очередь, этот человек должен быть психологически и морально устойчивой личностью.

Важно, чтобы преподаватель умел находить общий язык и проявлять уважение не только со студентами, но и со своими коллегами по работе. Студенты – особая категория учащихся, и с ними нужно придерживаться таких методов обучения, которые будут соответствовать их восприятию.

Педагог в вузе всегда должен стремиться к саморазвитию и не пренебрегать опытом других коллег, направляя полученные знания на улучшение учебного процесса.

Научная деятельность в вузе

Высшие учебные заведения открывают возможности для научно-методической и научно-исследовательской деятельности. Написание научных трудов помогает педагогу не только развиваться, но и дает перспективу для карьерного роста.

Научно-исследовательская работа включает в себя написание различных исследований, рекомендаций и проведение экспериментов. Эти научные труды направлены на улучшение качества подготовки студентов.

Научно-методическая деятельность связана, например, с разработкой диагностических методик и дидактических программ по технологии обучения.

Работа преподавателя вуза стала привлекательнее

Преподаватели вузов ценят в своей профессии, в первую очередь, ее творческий характер и возможности самореализации. Для них важно, чтобы работа отвечала их интересам и образованию. Они ожидают и профессионального роста. Значимость этих критериев выросла за последние годы, отмечается в публикации ВШЭ «Трудовые стратегии преподавателей вузов», которая представляет собой выпуск № 12 за 2015 год Мониторинга экономики образования.

Социальные бонусы преподавания – гибкий график работы, независимость и длинный отпуск – наоборот, потеряли несколько «очков». Тем не менее, эти критерии остаются значимыми для педагогов. Определенной «магией» обладает и само место работы: теплый климат в коллективе, высокая репутация учебного заведения, его научные возможности, отношения с руководством.

Читайте так же:
Акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре

При этом «рекрутировать» преподавателя в другую профессию, например, клерка в крупной компании, – с более жестким графиком, однообразием труда и отсутствием самостоятельности – может только высокая зарплата, примерно 100 тысяч рублей в месяц. Таким образом, вузовские педагоги согласны променять все плюсы своей профессии только на действительно большие, по нынешним временам, деньги. Решающими же остаются нематериальные мотивы преподавательской профессии.

Самореализация в приоритете

Основные мотивы выбора профессии преподавателя вуза не изменились по сравнению с 2010 годом, показал всероссийский опрос педагогов высшей школы (рис. 1). Так, почти для 70% респондентов необходимо, чтобы работа была творческой, интересной, для 44% – чтобы она соответствовала их склонностям и образованию. Почти треть – 32% – высоко ценят перспективы профессионального роста, а 30% «голосуют» за общение с молодежью. Актуальность этих критериев, общий знаменатель которых – самореализация, подросла за последние четыре-пять лет.

Другая группа факторов – «социальные бонусы» (они связаны с режимом работы, продолжительностью отпуска, возможностями самостоятельной работы) – немного потеряли в значимости. В 2014 году их отметили как приоритетные от пятой части до четверти опрошенных.

Рисунок 1. Факторы привлекательности труда преподавателя вуза (в процентах от численности ответивших).

Источник: Мониторинг экономики образования, выпуск 12 за 2015 год.

Менее существенными информанты считают высокий престиж профессии (притом его значимость подросла с 7 до 10%), возможность подработки, стабильность работы и достойный уровень зарплаты.

Таким образом, моральные стимулы преподавания преобладают над материальными, подчеркивается в публикации.

Сила бренда в действии

Важным аспектом мотивации труда педагога оказывается и конкретное рабочее место. Для респондентов значимы климат в коллективе, график работы, хорошие взаимоотношения с руководством и репутация вуза.

Причем абсолютным лидером оказалась теплая атмосфера в коллективе: за нее «проголосовали» 68% опрошенных (рис.2). Этот критерий подрос почти на 4 процентных пункта по сравнению с 2010 годом. На 10% увеличилась значимость высокой репутации университета – до 42% в 2014 году. Укрепили позиции и условия труда на рабочем месте и высокий научный потенциал коллектива (по 26% в 2014 году).

Рисунок 2. Факторы привлекательности работы в избранном вузе (в процентах от численности ответивших).

Более четверти опрошенных полагают, что для их вуза характерны хорошие отношения сотрудников с руководством. Каждый пятый особо выделил учебные программы и хороший контингент студентов.

В зависимости от типа мотивации педагогов вузов можно разделить на четыре группы. Первая группа – 30% опрошенных – ориентированы на карьеру. Почти для всех из них приоритетны престиж учебного заведения и творческий характер работы. Около половины акцентируют возможности профессионального роста и немалые научные резервы коллектива.

Вторая группа – 26% – сфокусирована на досуге. Более 80% считают важным нежесткий график работы в целом и удобный график в данном вузе, около половины ценят резервы свободного времени.

Третья группа – 27% – стремится достичь комфорта. Для двух третей ее состава принципиально важно соответствие работы их склонностям, треть подчеркивает хорошие отношения с руководством, четверть – благоприятные условия труда.

Читайте так же:
Кража на предприятии даче

Четвертая группа – 17% – любит общаться с молодежью.

Вторичная занятость преподавателей уменьшилась

В 2014 году официально подрабатывали внутри учебного заведения почти половина преподавателей вузов. Чаще всего это занятость на программах дополнительного образования (22%), хозрасчетных научно-исследовательских работах (14%) и подготовительных курсах (8%).

Больше половины всех педагогов имели дополнительную работу помимо преподавания в вузе. При этом их доля сократилась с 67% в 2006 году до 56% в 2014 году.

В целом вторичная занятость профессуры уменьшилась с 2010 года во всех сферах, наиболее существенно – в 2013-2014 годах по ряду направлений (рис.3).

В первую очередь это коснулось преподавания. Доля преподающих в других государственных вузах сократилась с 2010 года с 23% до 15%, в негосударственных – с 14% до 6%, на других программах – с 14% до 9%, на подготовительных курсах – с 7% до 3% и пр. Упала и доля тех, кто занимался редактированием, реферированием и написанием книг (с 16% до 10%).

Рисунок 3. Структура вторичной занятости штатных преподавателей вузов (в процентах от численности ответивших).

По «портфелю» подработок респондентов можно разделить на четыре группы. Первая (23% опрошенных) и вторая (31%) группы ориентированы на преподавание в качестве подработки. Но при этом в первой группе 31% трудятся в других госвузах, 46% — в других негосударственных, 66% — на каких-либо еще образовательных программах. То есть преподавание этой группы респондентов можно назвать «диверсифицированным».

Во второй же группе, напротив, наблюдается «централизация»: большая ее часть преподает в государственных вузах, меньшая – занимается репетиторством. При этом в обеих группах мало распространено занятие научными исследованиями в качестве второй работы.

Третья (18% опрошенных) и четвертая (28%) группы ориентированы как раз на научную работу. Но третья, в отличие от четвертой группы, писала на платной основе книги и статьи. В третьей группе также довольно активно практикуется преподавание.

Доля желающих сменить работу снизилась

Намерение сменить работу свидетельствует о недовольстве ею. С 34% в 2006 году до 19,8% в 2014 году снизилась доля преподавателей, которые хотели бы поменять место работы или перестать работать вообще. Среди штатных преподавателей доля таких респондентов в принципе меньше. За 2010 – 2014 годы она сократилась с 22% до 18%. Это показывает, что привлекательность работы преподавателя вуза выросла.

Среди желающих сменить место работы увеличилась определенность: в 2010 году не знали, куда перейти, 19%, а в 2014 году – 15%. «Среди остальных наиболее велика доля тех, кто хотел бы уйти на преподавание в другом государственном вузе, – отмечается в статье. – Она выросла с 16% в 2010 году до 21% в 2014 году, что также подтверждает рост привлекательности профессии».

Педагоги готовы стать клерками только за большие деньги

Требования к зарплате, которая заставила бы преподавателя перейти на нетворческое рабочее место — например, место клерка в крупной компании (когда труд регламентирован по времени, степени автономии и разнообразию и предполагает иерархические отношения), растут (рис.4). Чтобы «перевербовать» педагога вуза в офисную сферу, в 2006 году необходимо было предложить 46 тысяч рублей, а в 2014 году – 102 тысяч рублей.

Читайте так же:
В каких случаях договор о залоге прекращается

Это означает, что зарплата преподавателей растет, и для того, чтобы при поиске места сработал в первую очередь материальный стимул, нужна все большая сумма. Впрочем, если сделать расчеты в реальных ценах, с учетом индекса потребительских цен, то эта сумма почти не изменилась за 2010 – 2014 годы.

Ясно, что представления о стоимости рутинной работы в Москве и регионах намного различаются. «Цена» перехода к однообразному офисному труду для жителей столицы – примерно 160 тысяч рублей, для регионов – около 84 тысяч рублей.

Рисунок 4. Уровень зарплаты, при которой педагоги вузов согласились бы перейти на нетворческую работу (среднее, тыс. руб., номинальные значения).

«Запросы преподавателей зависят от их нынешних заработков, – подчеркивается в статье. – Чем они выше, тем большую сумму нужно предложить, чтобы «сманить» сотрудника на нетворческую работу».

Вместо вывода

Преподаватель колледжа – социально значимая профессия. Зарплата таких специалистов рассчитывается по такой же методике по какой определяется и зарплата учителей. На увеличение месячной ставки влияют повышающие коэффициенты. Они зависят от квалификационной категории преподавателя. Также производятся доплаты за ученую степень, наличие почетного звания, за дополнительную нагрузку.

Преподавателю также полезно иметь свою рабочую страницу в социальных сетях. Она позволяет не просто рассказать окружающим о наличии образования и месте работы, но и дает возможность получить дополнительный доход – например, можно найти подработку в другом учебном заведении или заняться репетиторством.

Важно постоянно повышать свою квалификацию и развивать свои навыки, так как это очень сильно влияет на уровень вашего дохода. И именно в этом вам сможет помочь Современная научно-технологическая академия (СНТА). Предлагаем ознакомиться с учебными программами, преподавателями курсов, отзывами и остальной информацией, которая есть на сайте. Это окончательно убедит вас в том, что именно в этой академии вы сможете получить качественное образование.

По этой ссылке вы найдете ответы на самые частые вопросы, которые касаются обучения в СНТА. Перейдите по ней, и вы узнаете об академии очень много интересного и полезного!

Нанимая студента-очника, работодатель надеется, что гражданин продолжит выполнение обязанностей в компании после окончания ВУЗа. Организация сможет получить подготовленного специалистов с высшим образованием. Дополнительно учреждение может предоставлять заработную плату студентам значительно ниже, чем штатному сотруднику, занимающему аналогичную должность.

Взаимодействие с лицами, проходящими обучение в высших образовательных учреждениях, связано с рядом дополнительных нюансов. Так, сотрудник-студент имеет право потребовать установление сокращенной рабочей недели. Дополнительно гражданин будет периодически уходить на сессию. Учебный отпуск с основным не совмещается. Период оплачивается. Организация не может оказать в ученическом отпуске, если работа является основной. Отклонение заявки будет считаться нарушением прав работника.

Студент будет отсутствовать на рабочем месте дольше остальных сотрудников. Продолжительность ученического отпуска может доходить до 4 месяцев. Такой срок устанавливается для дипломников. Обучающиеся начальных курсов отсутствуют меньше. Средняя продолжительность сессии составляет 1 месяц.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector