Mactube.ru

Рекламные материалы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета

Статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязывает вести внутренний контроль бухгалтерии только компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Остальным достаточно проверять лишь «совершаемые факты хозяйственной жизни». Но на практике, чтобы не привлечь внимание ФНС и предотвратить всевозможные финансовые потери, сотрудники бухгалтерии должны в своей работе соблюдать многочисленные федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухучета, нормативные акты ЦБ РФ и пр.

Следование различным инструкциям предусматривает все тот же закон № 402-ФЗ. В организациях, где сотрудники выполняют все указанные требования, бухучет и хозяйственная жизнь неразрывны. Поэтому, контролируя, например, расходы или доходы компании, все равно придется иметь дело с бухгалтерией.

Одним словом, организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля по факту присутствует в любой компании, руководство которой стремится минимизировать финансовые и репутационные риски, а также избежать лишних споров с ИФНС.

Внутренний контроль и внутренний аудит

Порядок планирования и проведения внутренних аудитов

Предисловие

Настоящий Порядок планирования и проведения внутренних аудитов (далее — Порядок) разработан отделом качества Управления правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации (далее — Росаккредитация).

Вводится впервые после утверждения Руководителем Росаккредитации. Срок действия Порядка неограничен.

1. Цели

Основными целями внутренних аудитов системы менеджмента Росаккредитации являются:

оценка уровня соответствия системы менеджмента качества Росаккредитации требованиям заданных критериев в соответствии с требованиями законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, национальными и международными стандартами, применяемыми в деятельности Росаккредитации и иными международными требованиям.

оценка соблюдения требований системы менеджмента Росаккредитации, отраженных в документах системы менеджмента Росаккредитации, Политике в области качества Федеральной службы по аккредитации и Целях Федеральной службы по аккредитации в области качества;

определение результативности и эффективности системы менеджмента Росаккредитации;

определение направлений совершенствования системы менеджмента Росаккредитации, включая выработку комплекса корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних аудитов и контроль эффективности корректирующих и предупреждающих действий.

2. Объект и область применения

Настоящий Порядок описывает цели и методы проведения внутренних аудитов системы менеджмента Росаккредитации, распределение ответственности и полномочий.

Положения Порядка применимы в деятельности при планировании, подготовке и проведении внутренних аудитов в структурных подразделениях, территориальных управлениях Росаккредитации.

Требования данной процедуры являются обязательными для исполнения структурными подразделениями и территориальными управлениями Росаккредитации и не распространяются для внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. Нормативные ссылки

В настоящем Порядке использованы ссылки на нормативные документы:

Руководящие документы IAF, ILAC;

Положение о Федеральной службе по аккредитации;

Положение о территориальном органе Федеральной службы по аккредитации;

Номенклатура дел Федеральной службы по аккредитации (далее — Номенклатура дел);

Руководство по системе менеджмента;

Процедура по управлению документацией;

Процедура управления корректирующими и предупреждающими действиями.

4. Термины, определения, сокращения

В настоящем Порядке применяются термины, определения и сокращения, представленные в нормативных документах, упомянутых в пункте 3 Порядка, а также:

Читайте так же:
Где и как сделать прописку

ФГИС Росаккредитации (далее — ФГИС) — Федеральная государственная информационная система в области аккредитации;

Система менеджмента Росаккредитации — СМ;

Представитель Росаккредитации по вопросам обеспечения системы менеджмента — ПСМ.

Программа аудита — совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

План аудита — описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

5. Общие положения

5.1. Настоящий Порядок определяет:

организацию деятельности по планированию и проведению внутренних аудитов СМ, а также взаимодействие персонала в рамках данного процесса;

содержание и последовательность этапов проведения внутренних аудитов СМ, требования к их выполнению;

требования к оформлению результатов внутренних аудитов СМ;

требования к анализу полученных результатов;

требования к хранению отчетных документов;

требования к компетентности внутренних аудиторов;

распределение ответственности персонала на всех этапах внутреннего аудита СМ;

Основанием для инициирования внутреннего аудита СМ является:

программа внутренних аудитов СМ;

изменения в процессах и документах СМ;

несоответствия, выявленные в повседневной деятельности и при внешних аудитах.

5,2. Внутренний аудит СМ проводится в соответствии с планом проведения внутреннего аудита СМ (далее — План аудита).

6. Этапы внутренних аудитов СМ

Этапы проведения внутренних аудитов СМ представлены на Схеме 1.

Этапы проведения внутренних аудитов СМ

7. Планирование внутренних аудитов

7.1. Проведение внутренних аудитов СМ осуществляется в соответствии с Программой внутренних аудитов СМ Федеральной службы по аккредитации (далее — Программа аудита) и Планами аудитов. Форма Программы аудита представлена в Приложении 1 к настоящему Порядку. Форма Плана аудита представлена в Приложении 2 к настоящему Порядку.

7.2. При составлении Программы аудита учитываются:

место и значимость процессов, предполагаемых к внутреннему аудиту СМ;

результаты предыдущих внутренних аудитов СМ;

результаты анализа деятельности Росаккредитации за прошедший период со стороны руководства;

данные систематического мониторинга функционирования СМ.

Программа аудита должна включать в себя информацию и ресурсы, необходимые для организации внутренних аудитов СМ и их результативного и эффективного проведения в установленные временные сроки, а также может включать в себя следующее:

цели для программы аудита и отдельных аудитов;

объем/количество/типы/места проведения аудитов;

процедуры программы аудита;

формирование группы (групп) по аудиту;

необходимые ресурсы, включая расходы на командировки и размещение аудиторов;

процессы, связанные с соблюдением конфиденциальности, обеспечением защиты информации.

7.3. Периодичность и объём внутренних аудитов СМ определяется в том числе с учетом результатов предыдущих аудитов.

7.4. Ответственность за общее руководство разработкой и согласованием программы внутренних аудитов СМ лежит на ПСМ. Планирование внутренних аудитов СМ может осуществляться в рамках общего планирования деятельности Росаккредитации на предстоящий период.

7.5. Программа аудита утверждается Руководителем Росаккредитации на каждый календарный год. После утверждения Программы аудита её электронный экземпляр размещается в сетевой папке Росаккредитации, если ПСМ не принято иное решение в целях обеспечения конфиденциальности.

7.6. План аудита составляется на основании Программы аудиа не позднее 30 дней до начала внутреннего аудита СМ.

Читайте так же:
Где менять страховое медицинское

8. Подготовка к проведению внутренних аудитов СМ

8.1. Для проведения внутренних аудитов СМ формируется группа внутреннего аудита. В группу внутреннего аудита может входить один или несколько внутренних аудиторов. Один из внутренних аудиторов в группе внутреннего аудита, как правило, назначается руководителем группы внутреннего аудита. Группа внутреннего аудита может включать в себя аудиторов-стажеров. Внутренними аудиторами являются сотрудники отдела качества Управления правового обеспечения и международного сотрудничества, прошедшие внутреннее обучение основам организации и проведения внутренних аудитов системы менеджмента и/или имеющие опыт в проведении аудитов систем менеджмента органов по оценке соответствия.

Руководитель группы внутреннего аудита составляет План аудита, согласовывает его с начальником отдела качества, утверждает у ПСМ и утвержденный План аудита направляет в структурное подразделение или территориальное управление Росаккредитации.

8.2. План аудита должен включать в себя или содержать ссылки на: цели аудита;

критерии аудита и ссылочные документы;

места проведения аудита, даты, ожидаемое время и продолжительность намеченных мероприятий по аудиту, включая совещания;

используемые при проведении аудита методы, включая объем или степень выборочного контроля, необходимого для получения достаточных свидетельств аудита, и проект программы выборочного контроля, если она применяется;

роли и обязанности членов группы по аудиту, а также сопровождающих лиц и наблюдателей;

распределение соответствующих ресурсов по "критичным местам" проведения аудита.

При необходимости в План аудита следует также включить:

определение представителей проверяемого структурного подразделения, территориального управления Росаккредитации для участия в аудите;

содержание отчета по аудиту;

материально-техническое обеспечение и коммуникационные средства, включая средства и необходимые подготовительные мероприятия на местах проверяемых подразделений;

Что означает «независимая» аудиторская проверка

Независимая аудиторская проверка, прежде всего, указывает на качественный результат. Поскольку внешний и внутренний аудит, напрямую заинтересован в принятие не всегда правильного решения, и качество проверки можно считать нулевым. Что означает понятие «независимость» аудитора?

Проведение аудита на предприятии независим аудитором, принятие его решений и составлению аудиторского заключения не будет зависеть от руководства предприятия. О сотруднике должна иметься информация, подтверждающая его независимость, иначе договор не может заключаться. Если в ходе проверки, появились какие-то неподтвержденные факты о независимости сотрудника, договор необходимо расторгнуть.

Мнение и решение аудитора, не должно зависеть от разных причин, которые только скомпрометируют его деятельность. Существуют Правила независимости аудитора и аудиторских фирм, согласно которым, преждевременно можно выявить угрозы независимости и анализ и важности. В документе прописаны несколько подобных примеров, где могут возникнуть угрозы независимости и меры их предостережения.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Читайте так же:
Какие доплаты должен получать ребенок если родители инвалиды

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Структуру отчетов для руководства нужно прописать подробно, чтобы их действительно можно было использовать как источник полезной информации. Ведь они послужат основой для конкретных решений об улучшении защиты сети. Озвучим обязательные пункты для отчета.

  • Топология сети и используемое оборудование с разбивкой по помещениям. Следует описать назначение и функцию каждого устройства. Здесь же фиксируется состояние компонентов, а также способы подключения к интернету.
  • Серверы. Описываются их физическое расположение и характеристики, используемая система защиты информации, сетевое оборудование, источники бесперебойного питания.
  • Пользовательские места. Сколько помещений, где и как они расположены, сколько в них рабочих мест, сколько человек имеет к ним доступ, имеют ли к ним доступ сотрудники других компаний? Если имеют, то насколько эти компании имеют к вам отношение? Ответы на эти вопросы помогут понять, насколько защищена ваша инфраструктура.
  • Рекомендации по улучшению ситуации. Самый важный пункт, который состоит из конкретных советов — где, что и как можно улучшить, чтобы обезопасить себя от проблем. Причем заполнять его нужно без установки «на это точно не дадут денег».

Зачем нужен внутренний аудит

Здесь самое время вспомнить, что у аудита есть более широкое значение.

Речь идёт не только о проверке финансовой отчётности, но и об инспекции деятельности вашей организации в целом. Цифрам, конечно, необходимо уделить основное и приоритетное внимание. Но если есть возможность копнуть глубже, погрузиться в процессы, то лучше это сделать.

Результаты такого аудита нужны не для предъявления проверяющим органам. Инспекции необходимы прежде всего руководителям бизнеса, чтобы достигнуть нескольких целей:

  • Проверить достоверность отчётности и увидеть, как на самом деле обстоят дела с финансами. Конечно, если работа ведётся ответственно, вы и так в курсе, что происходит. Но от ошибок никто не застрахован. Аудит позволит убедиться, что с документами всё в порядке.
  • Определить, насколько эффективно работает компания и её подразделения.
  • Выявить и оценить риски, с которыми организация сталкивается во время работы.
  • Подготовиться к общению с инвестором или кредитором. Заключения аудита красноречиво продемонстрируют, как идут дела в фирме.
  • Найти статьи для экономии.

Зачем нужна внутренняя проверка

Ключевая роль внутреннего финансового аудита в бюджетном процессе главного распорядителя бюджетных средств — оценка надежности системы контроля организации, достоверности отчетности, экономности и эффективности расходования бюджетных средств. Выявленные риски и отклонения анализируются по всем направлениям деятельности проверяемой организации. По результатам контроля разрабатываются рекомендации для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Читайте так же:
Какой вид налогообложения выбрать для ип розничная торговля

Перечень проверяющих лиц назначает руководитель учреждения. Допускается назначить ответственными за проведение финконтроля лиц из сторонних организаций.

По правилам финансовый аудит бюджетных учреждений проводится на 45 календарных дней (п. 1 приложения 2 к приказу Минфина № 143н от 21.09.2015).

Приостановление аудиторской проверки допускают в следующих случаях:

  • если отсутствуют первичные учетные документы либо их состояние неудовлетворительно, — на период, необходимый для восстановления указанных документов;
  • когда существуют обстоятельства, которые препятствуют проведению проверки, — на период устранения этих обстоятельств.

Как проводится внутренний аудит СМК?

Проведение внутреннего аудита СМК базируется на “процессном подходе” . Применение процессного подхода является требованием для всех стандартов серии ISO на системы менеджмента в соответствии с Директивами ИСО/МЭК Директивы, часть 1, приложение SL. Следует понимать, что проведение аудита системы менеджмента является проведением аудита процессов организации и их взаимодействия по или по более стандартам на системы менеджмента. Согласованные и предсказуемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность понятна и управляется как взаимосвязанные процессы, функционирующие как система.

проведение внутренний аудит СМК

Программа внутреннего аудита СМК

Внутренний аудит СМК может включать в себя аудиты, ориентированные на один или несколько стандартов системы менеджмента, а также на иные требования. При разработке программы аудита необходимо ориентироваться на цели организации, внешние и внутренние факторы, потребности и ожидания заинтересованных сторон, а также на требования к защите и конфиденциальности информации. Ниже приведен пример бланка, используемый для формализации плана или программы внутреннего аудита.

Информация для разработки программы аудита

  1. Цели программы аудита. Постановку целей обеспечивает заказчик аудита. На основании этих целей формируется программа и план проведения внутреннего аудита. Цели могу основываться на следующих вопросах:
    • потребности и ожидания заинтересованных сторон (внешних и внутренних);
    • характеристики или требования к процессам/услугам/продукции, а также изменение этих требований;
    • необходимость оценки внешних или внутренних поставщиков;
    • уровень развития организации или отдельного процесса, уровни развития систем менеджмента (определяемые ключевыми показателями эффективности ), возникновение несоответствий, отказов или жалоб;
    • идентификация рисков и возможностей;
    • результаты предыдущего аудита.
  2. Риски и возможности, связанные с программой аудита. Могут существовать следующие риски:
    • риски, связанные с планированием (неудачная постановка целей, объем, место или время проведения, неудачные графики и т.д.);
    • связанные с ресурсами (недостаточный период времени, нехватка технических или людских ресурсов);
    • неэффективность обмена информацией;
    • неэффективная координация аудитов;
    • неэффективный контроль документированной информации, необходимой для успешного проведения аудита;
    • доступность персонала, необходимого для привлечения к аудиту и т.д.
  3. Объем и место проведения внутреннего аудита.
    • Место проведения аудита: производственная зона, склад, офис, дирекция и т.д., зависимости от проверяемого объекта и целей;
    • Объем аудита может выражаться, например, в количестве вопросов по аудиту или продолжительности по времени.
  4. График аудитов. Как правило, внутренний аудит СМК проводится один раз в год для всех процессов системы менеджмента. График и периодичность проведения внутреннего аудита устанавливает ответвлённый за СМК в организации.
  5. Критерии аудита. Используются в качестве ссылки, относительно которой определяется соответствие. Могут включаться следующие критерии: проводимая политика, процессы, процедуры, нормы, законодательные или нормативные требования, требования к системе менеджмента, риски и возможности и т.д.
  6. Методы аудита. В качестве метода проведения аудита может быть выбран удаленный метод (если применимо), интервью с руководителем процесса, интервью с работниками процесса (например, с операторами производства), групповое интервью и т.д.
  7. Критерии для выбора членской группы. Как правило, внутренний аудит СМК проводится силами сотрудников организации. Не обязательно эти сотрудники должны входить в группу службы качества. Любой руководитель (или специалист) при должной подготовке и компетенции может входить в группу аудитора.
  8. Соответствующая документированная информация. Сюда должна входить стандартизированная информация , используемая в организации для обеспечения деятельности процессов, а также любая другая документированная информация, необходимая для проведения внутреннего аудита.
Читайте так же:
Кто платит транспортный налог, если владелец авто сменился?

внутренний аудит смк программа

Методы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит СМК можно проводить несколькими методами, которые зависят от определенных целей, области и критериев аудита, а также его продолжительности и места проведения. При выборе тех или иных методов следует учитывать компетентность аудиторов и неопределенность, возникающую в результате применения этих методов.

Проведение внутреннего аудита включает взаимодействие лиц с проверяемой системой менеджмента и технологию, используемую для осуществления аудита. Ниже в таблице приведены примеры методов аудита, которые можно использовать по отдельности, либо в сочетании, чтобы достичь целей аудита.

внутренний аудит СМК

Примеры вопросов по внутреннему аудиту

Процесс внутреннего аудита: Производство продукции и услуг. Рассмотрим, каким пунктам стандарта должен соответствовать данный процесс и какие вопросы могут возникнуть у аудиторов. Более того, такая логика составления вопросов поможет подготовиться к внутреннему аудиту в случае, если вы являетесь проверяемым.

Критериями аудита будет являться соответствие процесса Производства продукции следующим пунктам стандарта ИСО 9001:

  • Пункт 7.5.3 Управление документированной информацией
  • Пункт 8.5.1 Управление производством продукции и предоставлением услуг
  • Пункт 8.5.2 Идентификация и прослеживаемость
  • Пункт 8.7 Управление несоответствующими результатами процессов

Основываясь на содержании данных пунктов, примерные вопросы для аудита:

  1. Каким образом оператор может получить доступ к рабочей инструкции? (7.5.3)
  2. Как оператор смены узнает свое задание на работу? (8.5.1)
  3. Каким образом идентифицируются материалы, не соответствующие требованиям для производства продукции? (8.5.2)
  4. Если используются электронные сервисы для хранения документации, попросить оператора найти и показать актуальный план производства. (7.5.3)
  5. Как идентифицированы места для хранения брака материалов или сырья? (8.5.2)
  6. Проверить актуальность документированной информации (сроки пересмотра, актуальность и т.д.). Например, на общих досках информации. (7.5.3)
  7. Проверить результативность обучения производственного персонала. (8.5)

Отчет по внутреннему аудиту

Отчет по внутреннему аудиту готовит руководитель аудиторской группы. Отчет должен содержать следующую информацию:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector